Сообщество строительных сметчиков южного региона

Вопросы и ответы

Коэффициенты на стесненность и коэффициенты 1,15,1.,25 (общие указания п1.19). Правомерно ли одновременое применение

Правильно ли будет совместно использовать сл. коэффициенты: 1. На стесненность 1,2 (в центре города) 2. По МДС 81-35.2004, п.4.7. (Выполняемые при ремонте и реконструкции зданий и сооружений работы, аналогичные технологическим процессам в новом строительстве, следует нормировать по соответствующим сборникам ГЭСН-2001 на строительные и специальные строительные работы (кроме норм сборника ГЭСН № 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений») с применением коэффициентов 1,15 к нормам затрат труда и 1,25 к нормам времени эксплуатации строительных машин.) Спасибо.

Ответ: 

Лебедева Алла Геннадьевна Руководитель сметной группы, ЗАО "Строй-Консалтинг"

В соответствии с введенной в действие с 09.03.2004 года постановлением Госстроя России от 05.03.2004 года №15/1 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004 п.4.7.) выполняемые при реконструкции зданий и сооружений работы, аналогичные технологическим процессам в новом строительстве, следует нормировать по соответствующим Сборникам ГЭСН-2001 (ТЕР-2001) на строительные и специальные строительные работы (кроме норм Сборника ГЭСН №46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений») с применением коэффициентов 1,15 к нормам затрат труда и заработной плате и 1,25 к затратам на эксплуатацию строительных машин. Указанные коэффициенты допускается применять совместно с коэффициентами, приведенными в Приложении 1 к данной Методике.

О порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли в строительстве в соответствии с письмами Минрегиона России от 21.02.2011 №3757-КК/08, от 01.03.2011 № 4391-КК/08 и от 29.04.2011 № 10753-ВТ/11.

Вопрос: Просим дать разъяснения о порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли в строительстве в соответствии с письмами Минрегиона России от 21.02.2011 №3757-КК/08, от 01.03.2011 № 4391-КК/08 и от 29.04.2011 № 10753-ВТ/11.
Согласно указаниям, при определении сметной стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ в текущем уровне цен по объектам, финансируемым за счет средств федерального бюджета, необходимо применять понижающие коэффициенты к нормативам накладных расходов и сметной прибыли.

Ответ: 

Ответ:
Понижающие коэффициенты к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, сообщенные письмами Минрегиона России от 06.12.2010 № 41099-КК/08 (в редакции писем Минрегиона России от 21.02.2011 № 3757-КК/08, от 29.04.2011 № 10753-ВТ/11) предназначены для применения с 01.01.2011 при определении сметной стоимости строительно-монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ на объектах, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета.
По объектам, финансируемым без привлечения средств федерального бюджета размер указанных коэффициентов может устанавливаться заказчиком (инвестором) самостоятельно.
К нормативам накладных расходов и сметной прибыли на погрузо-разгрузочные работы (письмо Росстроя от 07.03.2006 № СК-763/02) понижающие коэффициенты (0,85 и 0,8) не применяются.
Извлечение из письма от 20.09.2011 №25676-ЮР/08

России от 21.02.2011 № 3757-КК/08.

О применении понижающих коэффициентов при разработке рабочей документации

Вопрос: В соответствии с пунктом 6 письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.02.2011 №3757-КК/08, сметная документация, прошедшая экспертизу до выхода настоящего письма и письма от 06.12.2010 №41099-КК/08, пересчету не подлежит.
Просим разъяснения в части применения понижающих коэффициентов при разработке рабочей документации, в случае, если на стадии «проект» документация была утверждена до выхода вышеуказанного письма.

Ответ: 

Ответ:
По объектам, финансируемым с привлечением средств федерального бюджета, учет понижающих коэффициентов к накладным расходам и сметной прибыли, установленных письмом Минрегиона России от 21.02.2011 № 3757-КК/08 в сметной документации, разрабатываемой после 1 января 2011 года обязателен.
Извлечение из письма от 25.10.2011 №29196-ДШ/08

О порядке начисления нормативов накладных расходов и сметной прибыли

Вопрос: Просим дать разъяснение на следующие вопросы о порядке начисления нормативов накладных расходов и сметной прибыли при составлении сметной документации:
1. В приложениях к МДС 81-33.2001 и письму Федерального агентства по строительству и ЖКХ от 18.11.2004 г. № АП-5536/06, а также в письме Министерства регионального развития от 17.03.2011 №6056-ИП/08 отсутствуют нормы НР и СП к сборнику ФЕРм-2001-40 «Дополнительное перемещение оборудования и материальных ресурсов сверх предусмотренного в сборниках ФЕРм». В каком размере их следует начислять в сметной документации.

Ответ: 

Ответ:
При определении сметной стоимости монтажных работ накладные расходы и сметная прибыль начисляются по установленным нормам в соответствии с наименованием сборников ГЭСНм (ФЕРм) с учетом работ по дополнительному перемещению оборудования и материальных ресурсов сверх предусмотренных в указанных сборниках.
Нормативы накладных расходов и сметной прибыли при определении сметной стоимости ремонтных работ в жилых и общественных зданиях, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве, с использованием сборников расценок ТЕР-2001 (ФЕР-2001), включая сборник № 46, следует применять с коэффициентами 0,9 и 0,85 соответственно.
К нормативу накладных расходов в размере 66% от фонда оплаты труда рабочих в калькуляциях стоимости материалов и полуфабрикатов, изготавливаемых в построечных условиях (п. 4.10 МДС 81-33.2004) коэффициент 0.9, при ремонтных работах в базисном уровне цен, не применяется.
При определении стоимости материалов и изделий, изготавливаемых в построечных условиях, в текущем уровне цен к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 0,85.
В калькуляциях сметная прибыль учитывается по индивидуальной норме на основе расчетов подрядной организации, осуществляемых путем калькулирования по статьям затрат, приведенным в п. 1.2 МДС 81-25.2001 и согласованных с заказчиком.
Общеотраслевые нормативы сметной прибыли, установленные для определения сметной стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, на работы по изготовлению материалов, полуфабрикатов, изделий не распространяются.
Письмо от 28.12.2012 №3875-ИП/12/ГС

Разъяснения о правомерности применении нормативов накладных расходов и сметой прибыли для объектов жилищно-гражданского назначени

Вопрос: Просим дать разъяснения о правомерности применении нормативов накладных расходов и сметой прибыли для объектов жилищно-гражданского назначения к расценкам сборников ФЕР-06-2001 подразделов 1-14 и ФЕР-07-2001 разделов 1-4, 6,7 при строительстве жилых и общественных зданий.

Ответ: 

Ответ:
Область применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли по видам работ приведена соответственно в приложениях 4 и 5 к Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004 и в приложениях 1 и 2 к письму Росстроя от 18.11.2004 № АП-5536/06. Привязка указанных нормативов произведена на комплексы работ, включенные в соответствующие разделы и таблицы сборников ГЭСН-2001, ГЭСНр-2001, ГЭСНм-2001, ГЭСНп-2001. В связи с этим разделение видов строительных и монтажных работ в сборниках № 6 и 7 на промышленное и жилищно-гражданское строительство является условной и соответствует принятой структуре указанных сборников. С учетом изложенного, при определении сметной стоимости работ с использованием расценок ФЕР-2001 части 6 (подразделы 1-14) и части 7 (разделы 1-4, 6, 7) применяются нормативы накладных расходов и сметной прибыли по п. 6.1 и 7.1 приложения 4 к МДС 81-33.2004 и приложения № 1 к письму Росстроя от 18.11.2004 № АП-5536/06.
Письмо от 23.01.2013 №263-ДБ/12/ГС

Затраты на оплату труда работников аппарата управления, включенные в накладные расходы

Вопрос

Ответ: 

Ответ:
В соответствии с Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), введенных в действие постановлением Госстроя России от 12 января 2004 г. № 6, расходы на служебные командировки административно-хозяйственного персонала оплачиваются за счет накладных расходов строительной организации.
Порядок нормирования оплаты труда вахтовых работников в текущем уровне цен предусмотрен Методическими рекомендациями по определению затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом, введенных в действие письмом Росстроя от 04.04.2007 № СК-1320/02.
Согласно п. 7.4 Методических рекомендаций вахтовому персоналу (рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим) производится доплата за переработанное сверх нормы время при ведении его суммированного учета, за время нахождения в пути от пункта сбора до строящегося объекта и обратно, а также надбавка к заработной плате за вахтовый метод работы.
Указанные доплаты и надбавки, относящиеся к расходам на оплату труда, для работников аппарата управления учтены в накладных расходах.
Письмо 15.01.2013 №365-12/ДБ-Готв/ГС

Индексы на СМР и пусконаладочные работы

Вопрос:
Просим разъяснить примечание п.2 к письму Министерства регионального развития от 04.05.2012 №10837-ИП/08 об индексах изменения сметной стоимости: Индексы на СМР и пусконаладочные работы определены с учетом накладных расходов и сметной прибыли.
При составлении сметной документации заказчик трактует этот пункт следующим образом: так как индекс пересчета на СМР определен с учетом накладных расходов и сметной прибыли, то следует исключать из сметных расчетов базовую стоимость накладных расходов и сметной прибыли при пересчете в текущий уровень цен.

Ответ: 

Ответ:
Индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ на II квартал 2012 года, сообщаемые письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 4 апреля 2012 г. № 10837-ИП/08, разработаны с учетом положений писем Минрегиона России от 21 февраля 2011 г. № 3757-КК/08, от 29 апреля 2011 г. № 10753-ВТ/08 и от 9 июня 2011 № 15127-ИП/08.
При этом индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ применяются к базисной стоимости работ, учитывающей прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль.
Письмо от 21.01.2013 №707-12/ДБ-Готв/ГС

Нужно ли учитывать в сметах доплату за работу в вечернюю и ночную смены ( рабочим-строителям и рабочим, управляющим машинами и механизмамик

Вопрос: Сметным отделом нашего проектного института сметы составляются базисно-индексным методом с использованием сборников ФЕР-2001 и ТЕР-2001.
По ряду объектов заказчик выдвинул требование учесть при проектировании ведение работ в три смены для сокращения сроков строительства и настаивает на том, что в сметах к оплате труда рабочих-строителей и рабочих, управляющих машинами и механизмами, должен быть применен коэффициент, учитывающий доплату за работу в вечернюю и ночную смены.

Ответ: 

Ответ: Экономическая эффективность и целесообразность выполнения строительно-монтажных работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни должна быть обоснована в проекте организации строительства.
Если в соответствии с заданными условиями производства работ и в целях ускорения ввода объекта в эксплуатацию подтверждается необходимость работы в сверхурочное время, заказчик должен согласовать график очередности выполнения работ и состав рабочих (по количеству, квалификационному составу и специальности), выполняющих работы только в ночное время, если организация не использует многосменный режим работы.
В случаях, если в подрядной организации работа будет организована в две и более смены состав рабочих определяется в соответствии с графиком сменности.
При согласии заказчика в организации работы по выходным и праздничным дням и в сверхурочное время доплаты включаются в расчет средств на оплату труда рабочих.
Порядок определения размера сметных затрат на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) приведен в приложении 2 к МДС 81-33.2004.
Необходимо иметь в виду, что индексы пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых с привлечением бюджетных средств, учитывают средний уровень оплаты труда рабочих в регионе с учетом надбавок, согласованных с органами исполнительной власти.
В связи с этим, возмещение разницы между фактическими расходами по оплате труда и величиной затрат, определенной с применением индексов, а также применение повышающих коэффициентов, нормативными документами по ценообразованию в строительстве не предусмотрены.
Извлечение из письма от 19.01.2011 №784-ИП/08

Вахтовый метод

Вопрос: Наша организация по договору осуществляет разработку проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и комплексное техническое перевооружение электросетевых объектов. В связи с тем, что строительство объектов будет осуществляться в отдаленных, малообжитых районах, а также из-за необеспеченности в местах производства работ квалифицированными трудовыми ресурсами в ПОСе предусматривается вахтовый метод ведения работ.

Ответ: 

Ответ:

В соответствии с п. 3.3.2 Методических указаний по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы, утвержденные постановлением Госстроя России от 26.04.1999 № 30, при разработке сборников ФЕР-2001 размер оплаты труда рабочих принят по данным статистической отчетности в строительстве за IV квартал 1999 г.
Таким образом, в единичных расценках базисного уровня цен учтены среднестатистические данные об оплате труда рабочих с учетом надбавок и доплат, фактически сложившихся на 01.01.2000 г.
В связи с этим, при определении сметной стоимости работ в локальных сметах в базисном уровне цен, надбавки и доплаты к затратам на оплату труда, включая вахтовую надбавку, дополнительно не включаются.
Порядок нормирования оплаты труда вахтовых работников в текущем уровне цен предусмотрен в Методических рекомендациях для определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом, введенных в действие письмом Росстроя от 04.04.2007 № СК-1320/02.
Работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работ и обратно, выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.
Данная надбавка определяется расчетом, приведенным в п. 7.8.5 указанных рекомендаций и учитывается в затратах на оплату труда рабочих и при расчете индексов изменения сметной стоимости строительства.

Извлечение из письма от 26.07.2011 №19879-ИП/08

ПСД была разработана с применением действующих федеральных сметных нормативов выпуска 2000-2007 гг..В настоящее время ФГУ «Главгосэкспертиза» выдвинуло требование пересчитать сметную стоимость строительства временных подъездных автодорог и мостов на них

Вопрос: Работы по строительству были начаты в 2008 году. На момент разработки проектно-сметной документации (далее - «ПСД») по объектам временные мосты и подъездные автодороги территориальные сметные нормативы (Краснодарского края) отсутствовали, сметно-нормативная база 2008-2009 гг. была выпущена не в полном объеме. Во избежание вынужденных простоев и, как следствие, срыва сроков сдачи объектов, указанная ПСД была разработана с применением действующих федеральных сметных нормативов выпуска 2000-2007 гг.

Ответ: 

Ответ:

В соответствии с пунктом 18 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427, органы экспертизы осуществляют оценку достоверности сметной стоимости, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, в том числе территориальным сметным нормативам. Минрегионом России письмом от 09.07.2010 г. № 26686-КК/08, было предложено в срок до 1 августа 2010 года привести территориальные сметные нормативы в соответствие с государственными сметными нормативами. При этом территориальные сметные нормативы, не приведенные в соответствие с государственными до указанного срока, исключены из реестра сметных нормативов. Учитывая, что комплексная сдача ПСД на экспертизу была произведена 01.10.2010 г., требования ФГУ «Главгосэкспертизы» о пересчете временных автодорог и мостов на них по сметным нормативам в редакции 2009-2010 г.г. являются обоснованными. Дополнительные затраты на перевозку материалов, изделий и конструкций автомобильным транспортом на расстояние более 30 км, определяемые в соответствии с п. 6 сборника «Федеральных сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве. Общие положения. Приложения» учитываются в локальной смете. Затраты на перевозку материалов и оборудования, стоимость которых определена по прайс-листам, рекомендуется определять на основании калькуляций транспортных расходов по идентичным группам материалов и оборудования. При этом согласно п. 4.60 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 при отсутствии ведомственных нормативов транспортные расходы на доставку оборудования могут приниматься в размере 3-6 % от отпускной цены на оборудование. Согласно пункту 3.2.11 Методических рекомендаций по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации, утвержденных протоколом МВК по подрядным торгам в строительстве при Госстрое России от 05.10.1999 № 12, подрядная организация по согласованию с заказчиком имеет право включать при необходимости затраты по усиленной охране объектов специализированными охранными организациями МВД России и частными предприятиями, имеющими право на осуществление охранной деятельности, в перечень прочих работ и затрат, учитываемых при составлении сметной документации. Данные затраты учитываются в сводном сметном расчете в главе 9 «Прочие работы и затраты». Размер норматива затрат на усиленную охрану объекта не установлен и должен применяться по согласованию с заказчиком. В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2011 -2013 года (зарегистрировано Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) 02.02.2011 регистрационный № 168/11-13) является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в строительном комплексе России, взаимные обязательства сторон, а также определяет общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам. В соответствии с п. 3.17 Соглашения премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства устанавливается по соглашению сторон (заказчика и подрядчика). При этом могут использоваться показатели, содержащиеся в приложении к письму Минтруда СССР № 1336-ВК и Госстроя СССР № 1-Д от 10.10.91г. «Размеры средств на премирование за ввод в действие в срок объектов в процентах от сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ». При решении вопроса о размере резерва средств на непредвиденные работы и затраты, включаемого в сводный сметный расчет стоимости строительства, необходимо исходить не только из принадлежности объектов, согласно ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к технически сложным и уникальным, а с учетом наличия в возводимых объектах конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета, используются индивидуальные проекты, а также строительство предусматривается в сложных геологических условиях. Учитывая, что к непредвиденным затратам относятся такие затраты, которые, как правило, невозможно предвидеть при проектировании и согласовании сметной документации, для согласования размера резерва непредвиденных затрат необходимо представить соответствующие обосновывающие материалы и расчеты. Действующими нормативными документами МДС 81-35.2004 и ГСН 81-05-01-2001 не предусмотрен фиксированный размер возвратных сумм от реализации материалов за разборку титульных временных зданий и сооружений. Учитывая изложенное, Минрегион России сообщает, что требование об удержании возвратных сумм в размере 15% от стоимости титульных временных зданий и сооружений, не предусмотренных договором подряда, является не обоснованным. В соответствии с п. 1(в) Общих положений Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2007) в нормах Сборника учтены затраты, связанные с устройством и разборкой обычных тепляков - простейших технологических укрытий. Затраты на устройство специальных технологических укрытий (тепляков) необходимо определять дополнительно. К специальным укрытиям относятся технологические укрытия, сооружаемые в соответствии с проектными решениями на их устройство. С учетом изложенного, в тех случаях, когда необходимость использования технологических укрытий и их обогрев при устройстве конструкций из монолитного бетона (железобетона) предусмотрена проектной документацией, согласованной с заказчиком, затраты на их устройство следует определять отдельным расчетом и учитывать в локальной (объектной) смете.

Извлечение из письма от 01.04.2011 №7737-ЮР/08